aPAFWc-KKTk

Перспективы трансграничного сотрудничества России и Финляндии: на пути к созданию «Изумрудной сети» А.Н.Кадочников, А.В. Маленкова

Перспективы трансграничного сотрудничества России и Финляндии: на пути к созданию «Изумрудной сети»

Экологическая валентность человека не безгранична, пренебрежение мерами экологической безопасности и природоохранной деятельностью, по прогнозам исследователей, при продолжительном росте глобальных негативных явлений, может привести к непоправимому результату — потере планеты, пригодной для жизни человеческого рода. Нарушение гомеостаза в регионах– состояния внутреннего динамического равновесия в природе – пагубно отражается на ВСЕЙ Земле, на глобальной экологической системе. Необходимо, по словам отечественного зоолога Н.Ф.Реймерса, «сохранить биогеохимические циклы. Для этого живое вещество планеты должно остаться в относительной целостности: видовой состав мировой биоты необходимо спасти. Не потому что «ах, зайчики, ах кошечки» и тому подобное, а затем чтобы выжить человечеству».[1] Для сохранения биологического разнообразия и уникальных экосистем современности по всему миру было решено реализовать масштабный проект — «Изумрудная сеть».

«Из-под ног человечества уходит фундамент как непосредственной среды его жизни, так и экономического развития. Покров живого вещества на планете резко меняется. Он сжимается подобно бальзаковской шагреневой коже. Да и сама кожа истончается, даже в чисто механическом смысле — исчезают леса, идет процесс деградации черноземов…»[1]. Поиск баланс между экономическим развитием и соблюдением норм экологической безопасности — задача, которая последовательно реализовывается в рамках «Изумрудной сети». На европейском континенте реализация стратегии по охране и устойчивому развитию территорий в виде сети «Эмеральд» стала возможной, во многом, благодаря «Конвенции о сохранении европейской дикой природы и естественной среды обитания» (Бернской конвенции). Экосеть, состоящая из ТОПЗ, будет формироваться в каждой из тех стран, что являются сторонами и наблюдателями Конвенции, в том числе, в Российской Федерации и в её северном соседе – Республике Финляндии. В такой ситуации нам видится желательным и целесообразным наладить трансграничное сотрудничество между этими государствами, обеспечить обмен опытом на постоянной основе в плане построения экологической политики, формирования ООПТ (Особо Охраняемых Природных Территорий), развития экологического туризма и экологического менеджмента.

По состоянию и количеству особо охраняемых природных территорий, статистике экологического туризма, внедрения технологий вторичной переработки и экологической культуры граждан, индивидуальной ответственности за «зеленое наследие» Финляндия, где практически каждое дерево описано и занесено в общий реестр и охраняется усилиями и граждан, и государства, может служить для России образцом ведения государственной экологической политики. Финны сохраняют в два раза больше территорий дикой природы, чем, например, жители Югры[2], они активно используют эти территории для привлечения туристов. Отношение к природе в Суоми отличается серьезностью и повышенным вниманием к экологической безопасности как среди рядовых финнов, так и на национальном и наднациональном правительственном уровнях. Достаточно отъехать на несколько километров от границ Санкт-Петербурга и обочины наглядно проиллюстрируют отношение большинства российских граждан к соблюдению элементарных правил экологического поведения.

Создание национальных экологических сетей, в особенности международной «Изумрудной сети», требует не только кооперации усилий специалистов различных профилей, не только развитие трансграничного сотрудничества, но ещё и наличие условий «приживания» экологических идей, ценностей, взглядов. Нужно, чтобы россияне узнали, поняли и приняли тот факт, что проблемы экологии — это их личное дело и личная ответственность тоже. Только при развитии цепочки «экологическое воспитание-экологическое образование-экологическое сознание-экологическая культура»[3] можно будет говорить об эффективном механизме обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия.

Сегодня Финляндия славится по всему миру своей природой и вниманием к экологическим проблемам. В республике существует особая система сохранения лесного покрова: «на 69 – 70 % территории расположены леса, что является самым высоким показателем в мире и делает Финляндию самой «зеленой» в Европе» [4]. Елена Пилипенко, сотрудница Карельской региональной общественной природоохранной организации «СПОК», в ходе ознакомительной поездке по финским ООПТ выделила простую схему превращения территорий дикой природы в экономически значимый объект без нанесения вреда экосистемам. Эколог отмечает, что государство получает косвенную прибыль: от предоставления услуг по организации питания, проживания, продажи сувенирной и информационной продукции, магазинов, а так же перевозок, экскурсий, различных туров, таких как рыболовство, наблюдение за птицами…[5]

Финны очень ответственно относятся к месту своего обитания. Создание, использование и постоянное совершенствование технологий по борьбе с загрязнениями, эффективное управление территориями особого природного значения позволяют им сохранять комфортные условия для существования. Не последнюю очередь в этом играет и роль законодательной базы в сфере природопользования, в том числе и экологические нормы Европейского союза.

Со времен Маастрихтского договора Евросоюз постепенно превращается в «экологический союз».[6] Формирование экологической культуры происходит благодаря свободному доступу к информации и экологическому просвещению. Во-первых, информация распространяется по каналам между Сообществом и странами-участниками. Специальные положения и директивы обязывают правительства стран-участников осуществлять сбор интересующей союз информации и передавать ее на рассмотрение Комиссии. Во-вторых, каждый гражданин Союза, в том числе и финн, может сделать запрос на получение в соответствующих государственных органах данных, касающихся состояния окружающей среды. Значит, общество имеет право практически неограниченного доступа к документальным хроникам Совета или Комиссии ЕС, с учетом определенных формальных требований, таких как письменная форма подачи запроса.

Министерство окружающей среды Финляндии выпускает информационные буклеты и книжные материалы, в которых разъясняется «право каждого человека на природу в Финляндии» и обязанности граждан[7] Таким образом, из соглашений, отдельных правовых актов и международных стандартов рождается сбалансированное сочетание прав и обязанностей.

Финские эксперты и общественность, имея высокий уровень экологической культуры, обращают внимание и на состояние ООПТ соседних стран. Юри Микколы (Mikkola Ari), специалист по лесному хозяйству считает, что происходящие с карельской природой изменения сильно влияют и на природу Финляндии: «В российской Карелии сохранились уникальные оазисы ценных лесов. Эти территории позволяют поддерживать исчезающие виды и в финских лесах, которые в значительной мере пострадали от заготовки древесины». Так в 2011 году общественность Финляндии осудила проект Карелии по сокращению особо охраняемых природных территорий республики на 1,3 миллиона гектаров, который был опубликован на официальном сайте министерства.[8]

Количество заповедных зеленых зон и национальных парков на душу населения в самой Финляндии в несколько раз превышает количество таковых в России. И это при том, что площадь Финляндии почти в 50 раз меньше площади России. 5 миллионов гектаров или 14 % заняты территориями дикой природы: заповедниками, национальными парками, заказниками и ландшафтными парками, которые успешно справляются с задачей сохранения редких видов растений и животных. Причем, каждый из них открыт для публичного доступа с той или иной степенью ограничения. На саммите Конференции ООН по биоразнообразию в Нагое ( октябрь 2010 г.) 193 странами-участницами было принято решение увеличить долю охраняемых земель к 2020-му году. Для сохранения должного биологического многообразия общая площадь ООПТ должна составить 17% поверхности Земли. К слову, в Европейском союзе и в России вопрос об увеличении площади особо охраняемых природных территорий все ещё рассматривается.

В Финляндии наличествует многоступенчатая и проверенная временем система обязательной экологической экспертизы проектов и получения разрешений на разработку полезных ископаемых и деятельности, потенциально опасной для среды: «Разрешения по самым масштабным проектам выдают три специальных ведомства. Проекты регионального масштаба рассматривают 13 региональных экологических центров»[4]. Кроме того, в каждом из муниципальных образований есть орган, ответственный за защиту окружающей среды, разрешения на мелкие проекты «выдаются на уровне муниципалитетов»[9] .

На фоне, июньский законопроект Государственной Думы под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части проведения государственной экологической экспертизы проектной документации». На деле, законопроект подразумевает ликвидацию экологической экспертизы в нашей стране. Сегодня проекты, имеющие значительную потенциальную опасность для природы – например, касающиеся работ на морском шельфе или строительства на особо охраняемых природных территориях, связанные с размещением и переработкой отходов — проверяются на соответствие с экологическими требованиями дважды — в ходе особой государственной экологической экспертизы и при проведении экспертизы проектной документации. Сейчас проверки проводят разные учреждения, и не редкость ситуация, когда экспертизы дают противоположные выводы. Кроме того, двойная экспертиза затягивает подготовку к строительству и увеличивает его стоимость.[10]

Таким образом, формирование «Изумрудной сети» должно дать импульс не только созданию комплекса национальных ТОПЗ, сохранению биологического разнообразия и уникальных экосистем, но и обмену опытом с соседними странами (в первую очередь, с «мировым экологизатором» — Финляндией), качественному скачку в эколого-ценностном мировоззрении граждан, развитию национальной экологической культуры и культуры экологического туризма, раздельного сбора мусора. Важно отметить «что охрана природы — это непрерывный комплекс мер по ее сохранению, который не может быть ограничен временными рамками. С каждым днем человечество развивается, оказывая все большее воздействие на дикую природу, вольно или невольно вмешиваясь в естественные процессы. В тоже время именно от человека зависит будущее «зеленого мира», что предполагает большую ответственность». [11]

Библиографический список

  1. Реймерс Н.Ф., «Теоремы экологии», [Электронный ресурс], дата обращения 23.06.2014. URL: [ http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=828 ]

  2. Илышева Н.Н «Сравнительный анализ экологических проблем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Финляндии»/ Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»/ М.: 2012г., с.54.

  3. Кадочников А.Н. «Экологическая культура и образование», Журнал Санкт-Петербургский Университет [Электронный ресурс], дата обращения 23.06.14, URL: [ http://sanktpeterburg.bezformata.ru/listnews/ekologicheskaya-kultura-i-obrazovanie/11823733/ ]
  4. Лознева В.В., Климин И.И. /Неделя науки СПбГПУ : материалы научно-практической конференции c международным участием/ Институт международных образовательных программ СПбГПУ. – СПб: 2014. – 314 с. «Об экологии Финляндии», с.155-156.

  5. Пилипенко Е.А. «Скандинавский опыт управления ООПТ и взаимодействия с местными сообществами»/ проект «На стыке стихий и интересов: изучение опыта НКО и современных наработок Северных стран в сохранении ценных населенных прибрежных территорий»/ РОО «СПОК», 2012. г.Петрозаводск, [Электронный ресурс], дата обращения 26.06.2014. URL: [http://spok-karelia.ru/wp-content/uploads/2012/10/2012_10_23_prezentacija.pdf ]

  6. Гусев А.А. «Политика Европейского Союза»/ Институт сравнительной политологии РАН./ М., 2004. — 189 стр.

  7. Конституция Финляндии, [Электронный ресурс], дата обращения 26.06.14 URL: [http://constitutions.ru/archives/283]

  8. «Карельские чиновники грозят порвать «Зеленый пояс Фенноскандии», деловая интернет-газета «Вести Карелии», от 08.11.11 года, [ Электронный ресурс ], дата обращения 20.06.14. URL: [ http://vesti.karelia.ru/news/6072/ ]

  9. Пекка Тууанен «Право каждого человека на природу в Финляндии», Хельсинки: Ою Эдита Аб. 1999.

  10. Лесные вести Ленинградской области/Государственная Дума рассматривает законопроект об отмене государственной экологической экспертизы/ [ Электронный ресурс ], дата обращения 26.06.14 URL: [ http://lenles.info/gosudarstvennaya-duma-rassmatrivaet-zakonoproekt-ob-otmene-gosudarstvennoj-ekologicheskoj-ekspertizy/]

  11. Кадочников А.Н. «Зеленый пояс Европы: Россия поддержит экологическую инициативу», официальный портал Северо-Западного правового центра «Человек и закон», [ Электронный ресурс ], дата обращения 17.05.2014 , URL: [ http://www.chelovek-zakon.ru/горячие-события/зеленый-пояс-россия-поддержит/ ]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top