960

Новые правила 2015: почему мигранты уезжают из России

На днях руководство российской ФМС опубликовало статистику первых недель нового года в свете приезда-отъезда рудовых мигрантов. Выяснилось, что за время можно говорить почти о семидесятипроцентном сокращении, причем, как прибывающих, так и отъезжающих. В первую очередь это касается граждан Центральной Азии, их количество заметно сокращается, а число украинцев и молдаван – увеличивается.

Читать далее

При этом списывать всё на «каникулярный застой» также нельзя, так как эти данные приводятся в относительной связи с аналогичным периодом год и два года назад. Поэтому можно сделать уверенный вывод, что миграционные потоки сокращаются из-за нововведений Российской Федерации в этой области.

По данным Комитета по труду и занятости населения, в 2015 году Петербург выдаст около 150 тысяч патентов трудовым мигрантам из безвизовых стран и 1,5 тысячи квот – из визовых. Таким образом, официальное количество трудовых мигрантов в Петербурге сократится на 15 тысяч человек по сравнению с прошлым годом. Очевидно, что приезжих в Петербурге гораздо больше, чем по официальным данным. Некоторые специалисты считают, что в городе на Неве работают и трудятся около миллиона уроженцев из стран дальнего и ближнего зарубежья. Что касается дворников, то по статистике, предоставленной Жилищным комитетом, ещё в декабре в городе работали почти 9000 человек. После Нового года их количество уменьшилось, по разным подсчётам, от 30 до 50. В итоге мы получили ситуацию с неубранным на днях снегом.

Как отметил глава управления федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский, в последнее время у нас становится всё труднее найти низко квалифицированную работу. Сказывается и введение обязательного правила для приезжих иметь загранпаспорта, кроме членов Таможенного союза. Именно поэтому в России должно пропорционально вырасти количество приезжих из Белоруссии, Казахстана, Киргизии.

«Въехавших в Российскую Федерацию граждан СНГ в этом году по сравнению с прошлым годом стало на 20 процентов меньше», — поделился цифрами Константин Ромодановский. По его словам, поток въезжающих снизился после ужесточения миграционного законодательства.

А вот угрозы, например, «экспансии» мигрантов из Китая и Вьетнама, по мнению Константина Ромодановского, нет. «Ничего ужасного я предвидеть не хочу, не могу и не буду», — сказал он. По данным главы ФМС, из Китая в Россию в последние годы приезжает столько же людей, сколько и из Германии. «Кстати, граждане Китая довольно законопослушные. Они великолепные специалисты, они хорошо управляются своими бригадирами, своей диаспорой», — добавил Константин Ромодановский.

Напомним также, что накануне на рассмотрение в Госдуму был внесен целый пакет из законопроектов, ужесточающий правила пребывания мигрантов в России. Депутаты предлагали усилить ответственность въезжающих за некоторые виды правонарушений, а также ввести специальный «въездной сбор» для мигрантов. На эти деньги, которые иностранец должен платить при въезде, его и будут депортировать в случае нарушения российских законов.

Что нового в трудовом законодательстве для мигрантов?

В этом году года запрет на въезд в РФ до 10 лет грозит мигрантам, которые длительное время находятся в России на нелегальном положении. Также с 1 января 2015 года увеличились пошлины: разрешение на выдачу на временное проживание стоит не 1000, а 1600 рублей, вид на жительство не 2000, а 3500 рублей. Теперь для устройства на работу в России трудовые мигранты обязаны сдавать специальные экзамены по истории России и по русскому языку. Сдавшим экзамен будут выдавать специальный сертификат. Курсы для мигрантов будут платными. Это также является дополнительным доходом в казну Российской Федерации.

С 1 июня будет введён запрет на работу в России для водителей с иностранными водительскими удостоверениями. Запрет касается только водителей коммерческого транспорта (водители такси, рейсовых автобусов и так далее), личным автомобилем можно по-прежнему управлять на основании иностранных водительских удостоверений.

Но есть и хорошие новости: в этом году разрешения на работу заменят на патенты. То есть для работы у юридического лица нужно будет получить патент, а разрешения на работу для трудовых мигрантов из стран СНГ отменяются. Также мигрантам планируется выдавать больничные. Работодателей обяжут платить взносы в фонд социального страхования (из этого фонда оплачиваются больничные в России). Правда, из-за того за трудовых мигрантов работодатели будут платить меньше, чем за граждан России, больничный мигранту оплатят только если он проработал более полугода.

Существует также официальное заявление на сайте МИД РФ, в котором заявлено о запрещении въезда в Россию по внутренним паспортам стран СНГ, не входящих в таможенный союз. Так что заграничный паспорт для въезда в Россию придётся оформлять гражданам Азербайджана, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Киргизии, Армении и Туркменистана. Прежние постановления, по которым в Россию можно было приехать по внутреннему паспорту или свидетельству о рождении, отменяются. По этому поводу президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял: «У нас до сих пор существует практика, когда граждане отдельных государств СНГ въезжают в Российскую Федерацию по своим внутренним паспортам. Считаю, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешен исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран.»

 Украина без льгот

Для граждан Украины нет исключений. Жителям ДНР и ЛНР (Донецк, Луганск и прилегающие территории) нет никаких льгот, им также нужен будет заграничный украинский паспорт, несмотря на то, что Россия пытается ввести ручное регулирование потока мигрантов из Украины.

Начиная с первого января текущего года, правительство Российской Федерации приняло решение о том, чтобы ввести новую систему разрешительных документов на то, чтобы можно было осуществлять работу, для мигрантов из Украины. Разъяснительную работу по данному вопросу, помимо Федеральной миграционной службы (ФМС), провел даже премьер-министр Российской Федерации в своем фундаментальном труде, который получил название «Россия и Украина: жизнь по новым правилам». В частности, российский премьер-министр подчеркнул следующее: «Начиная с первого января этого года, все «серые» работники из Украины, которые составляют основную массу людей, которые приехали в наше государство, не смогут получить в Российской Федерации работу без специального патента. Более строго мы планируем относиться и к тому, чтобы соблюдать сроки пребывания в нашем государстве — 90 дней в течение шести месяцев. До этого было достаточно просто выехать из Российской Федерации и снова вернуться, чтобы без каких-либо проблем работать здесь на протяжении последующих трех месяцев. Теперь таким людям, которые хотят работать в Российской Федерации, без патента здесь будет делать нечего. Наши пограничники будут относиться к таким украинцам с повышенным вниманием».

Для оформления патента иностранцы, которые приехали на работу в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, должны в течение 30 дней после въезда обратиться, собственно, в ФМС за его непосредственным получением. Порядок «достаточно прост»: нужно предоставить документ, который бы удостоверял личность, миграционную карту, в которой в качестве цели въезда в Российскую Федерацию должна быть поставлена отметка «работа», медицинский полис, сертификат о владении русским языком, справку об отсутствии инфекционных заболеваний, документ о постановке на учет по месту пребывания. Помимо всего прочего, нужно будет сдать отпечатки пальцев, а также сфотографироваться в органах ФМС Российской Федерации. На этом процедура завершается. Собственно, после всего этого можно будет начинать работать на территории Российского государства, но лишь 90 дней. По завершении срока придется вернуться домой.

Перспектива на 2030 год

Согласно исследованиям ООН, каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда. Например, в дореволюционной Москве традиционно лучшими часовщиками считались евреи, торговцами табака – караимы, обувщиками – ассирийцы. В брежневские времена на вредных производствах работали вьетнамские и лаосские рабочие. Крах мировой социалистической системы, развал СССР вызвали массовый поток мигрантов, представляющий в основном дешевую и бесправную рабочую силу. Стихийность и непоследовательность социально-экономических реформ, политическая нестабильность в постсоветских республиках стали причиной массовой безработицы, обнищания народа. Люди в поисках работы стали мигрировать по всему миру, многие предпочли ехать в Россию. В стране резко увеличился приток неконтролируемой иностранной рабочей силы. Сейчас счет идет не на тысячи, а на миллионы. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%); мигрантов из села мало (не более 15%). Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены приезжими, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства – около 50%, да и те в основном фальшивые.

Миграция: позитивная и не очень

Для устойчивого экономического развития России необходимо, чтобы каждый год в страну въезжало около миллиона мигрантов трудоспособного возраста. Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире, и мы тоже заинтересованы в такой практике. Миграция населения (прежде всего трудовая) – нормальное и даже позитивное явление. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция. В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только она сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны, ослабить ее общественно-политическое единство. Отсюда понятны опасения Председателя Совета Федерации С. Миронова, который высказался против решения демографической проблемы в России только за счет мигрантов, указывая на известные события во Франции. Спикер верхней палаты за повышения рождаемости и доведение населения России до 300 млн. человек.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в этом году Президент Путин подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое – снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье – повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», – указывает глава государства. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, – заявил Президент РФ, – у России, существует огромный потенциал».

Решением президента в конце прошлого года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой – выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов – «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения: — регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения; — повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ; — обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним. Что касается совершенствования миграционной политики, то, по словам президента, приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом он считает необходимым все больше стимулировать приток в страну квалифицированных мигрантов: людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

Может быть, квотировать миграцию – это и есть оптимальный путь решения проблемы, как это делают в западных странах. Во-первых, это уменьшит поток нелегальной миграции, во-вторых, это даст возможность выбора кадров, ведь нам нужны хорошие специалисты врачи, инженеры, программисты, а не только дворники.

 

ЭКСПЕРТЫ

«Этнополитология: поиск места в системе общественных наук». Ачкасов Валерий Алексеевич

Целый ряд событий рубежа ХХ — XXI веков, имевших мировой резонанс, не могут быть объяснены,  если мы не будем учитывать такие факторы как этническая идентичность и национальное самосознание, массовая этнополитическая мобилизация и этнополитические конфликты: объединение двух Германий, европейский региональный сепаратизм, кризис национальной идентичности в США…

Читать далее

АНАЛИТИКА

«Что можно и нужно ждать от трудовой миграции в России». Мария Александровна Пушкина

Что изменилось в начале 2015 года? Изменилась экономическая ситуация: снижение курса рубля, подготовка производств к консервации или, как было сказано в одной аналитической статье, к «глубокой заморозке проектов» [3]. Совершенно естественно, что части трудовых мигрантов стало не выгодно работать на территории РФ. Как было сказано выше, большая часть трудовых мигрантов не рассматривала РФ, как страну постоянного проживания.

Читать далее


«Изменения миграционной политики как практика стабилизации социальных отношений» Э.И. Ханнанова

Проблемы миграции и межнациональных конфликтов являются крайне актуальными для многонациональной России.  Стоит учитывать, что состояние политической, социальной, культурной систем России, вызванное сломом и трансформацией прежней, социалистической формы организации общества и следующие за данным процессом  политико-экономические преобразования на территории современной Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, нестабильно.

Читать далее

МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ

Еще одно испытание для приезжих. И. Савостина

Ужесточение законодательства сыграло важную роль в уменьшении количества приезжих. С одной стороны изменения находят положительный отклик со стороны населения нашей страны. Рост уровня ксенофобии среди жителей Санкт-Петербурга не способствует интеграции иммигрантов. Конкретные различия в менталитете граждан стимулируют возникновение недопонимания, и приводят к возникновению социальной напряженности и нетерпимости к иммигрантам со стороны коренных жителей.

Читать далее


Какой должна быть миграционная политика. Владимир Масленников

Дискуссии о том какой должна быть миграционная политика ведутся в российском обществе достаточно давно. С одной стороны, регулярный приток мигрантов необходим для устойчивого экономического развития страны, но в то же время, резкое увеличение представителей других этнокультурных общностей вызывает обеспокоенность у коренного населения, которая подпитывается негативными примерами слишком мягкой миграционной политики в некоторых западных странах.

Читать далее

 

  1. Пушкина Мария Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории политического консультирования СПбГУ

    Трудовая миграция и экономика страны жестко связаны. Бояться снижения числа трудовых мигрантов или увеличения числа мигрантов в конкретный исторический момент и на конкретной территории не надо. Это всего лишь отражение состояния экономики. Что бы обезопасить страну, нужна система четких ориентиров развития общества для гармоничного вхождения и проживания в общество трудовых мигрантов.
    Давайте вспомнить ситуацию с трудовой миграцией, которая была год назад в Российской Федерации (по материалам аналитического доклада [1]). К началу 2014 года трудовая миграция в России приобрела беспрецедентные масштабы. Экономика Российской Федерации нуждалась в трудовой миграции. При этом процессы трудовой миграции на территории Российской Федерации были не однородны. Можно выделить мощную внутреннюю миграцию из южных регионов в центральные регионы страны. Многочисленную внешнюю группу трудовых мигрантов из Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия). Данная группа трудовых мигрантов плохо интегрировалась в российское общество из-за незнания языка, несовпадения культурных ценностей и закрытости группы мигрантов [2]. При этом большинство мигрантов не воспринимали регионы-пребывания в России, как постоянное место жительство. Приезжали зарабатывать деньги, а быт планировали обустраивать на своей исторической Родине. Россия впервые столкнулась с таким низким качеством трудовой миграции, то есть по уровню образовании, профессиональной подготовки и культурной идентичности со страной вхождения. В то же самое время в РФ нельзя было создать по объективным причинам «тепличные условия» для пребывания трудовых мигрантов. В 2014 году была угроза, что под влияние огромного числа трудовой миграции изменится социальная и экономическая система современной России. Весьма вероятны была угроза нарушения социальной стабильности, основанной на бытовых конфликтов, связанных с проживанием и работой трудовых мигрантов. К началу 2014 года Россия нуждалась в четких государственных ориентирах относительно оценки процессов трудовой миграции Российская Федерации.
    Что изменилось в начале 2015 года? Изменилась экономическая ситуация: снижение курса рубля, подготовка производств к консервации или, как было сказано в одной аналитической статье, к «глубокой заморозке проектов» [3]. Совершенно естественно, что части трудовых мигрантов стало не выгодно работать на территории РФ. Как было сказано выше, большая часть трудовых мигрантов не рассматривала РФ, как страну постоянного проживания. Поэтому нормально снижение числа приезжающих на территорию РФ числа трудовых мигрантов. Трагедии в этом нет. Ряд законов, которые были приняты в 2014 году по трудовым мигрантам, в том числе и обязанности сдачи экзаменов по русскому языку и истории, соответствуют стратегической задачи, стоящей перед государством. То есть задача оптимизации процессов вхождения трудовых мигрантов в общества страны пребывания и снижения социальной напряженности, связанной с работой и бытом трудовых мигрантов. При этом надо помнить, что помимо статуса «трудовой мигрант», человек, который бежит от военных конфликтов и преследований может выбрать статус «беженца» или «вынужденного переселенца» [4]. Последним двум категориям для проживания на территории РФ не надо сдавать экзамены на знание русского языка и истории.
    Что можно и нужно ждать:
    Первое, изменится структура трудовой миграции на территории РФ. Это связано не только со странами выхода (увеличения доли трудовых мигрантов с Украины), но и по целям и задачам, стоящим перед мигрантами. Перед трудовыми мигрантами в связи с ухудшением экономической ситуации в России актуально становится дилемма: (1) выбрать другие страны для поиска временных заработков, (2) вернуться в свою страну и обустраивать свой был, (3) остаться в России, тем самым выбрав Россию как страну постоянного пребывания. Можно прогнозировать, что экономический кризис подтолкнет большое количество мигрантов, чем это было раньше, в выбору России, как страны постоянного проживания. То есть к отказу от мысли обустраивать жизнь у себя на Родине, так как жить на две страны экономически не выгодно.
    Второе, работодателям в тех областях экономики, где традиционно было занято большое количество трудовых мигрантов (строительство, ЖКХ), нужны будут схемы оптимизации трудовых процессов, то есть повышения производительности труда и ликвидации лишних рабочих мест. Например, оптимизация логистических процессов посредством компьютерных технологий учета движения комплектующих, ликвидацию лишних звеньев в производственных процессах (например, лишних складских звеньев).
    Третье, изменение в сферах бытового обслуживания трудовых мигрантов. Но об этом мы поговорим в следующих материалах.
    Что нельзя делать: (1) пугаться снижения числа трудовых мигрантов и облегчать требования к трудовым мигрантам по знанию русского языка и истории. Для социальной стабильности нужно однородное обществ, а однородность основана на понимании культурных взаимодействии на территории вхождения. (2) Ждать, что мигранты из других стран, например, Китая, будут удобнее для взаимодействия и более контролируемые со стороны российских властей. Это не так. Управлять чужим населением на территории своей страны невозможно. Требования и ожидания должны быть от всех групп мигрантов.
    Список используемых материалов:
    1. Pushkina M.A. Labour Migrants and Integration in Modern Russia // The Evolution of UN Policies, ACUNS Vienna Annual Conference , January 15-17, 2014, C-Building, Vienna International Center
    2. Савоскул М.С. Стратегии адаптации этнических мигрантов в локальных сообществах//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. №5 (105). С 103-112
    3. Пастушин А. Российские девелоперы начали менять стратегии развития из-за кризиса // 13.01.2015 http://top.rbc.ru/business/13/01/2015/54a1754e9a79470f95796ea2
    4. Управление Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области // http://www.ufms.spb.ru/desc/status-cid-34/
    5. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А.И. Юрьева. СПб., 2006.

  2. Ханнанова Эльвина Илдаровна

    Проблемы миграции и межнациональных конфликтов являются крайне актуальными для многонациональной России. Стоит учитывать, что состояние политической, социальной, культурной систем России, вызванное сломом и трансформацией прежней, социалистической формы организации общества и следующие за данным процессом политико-экономические преобразования на территории современной Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, нестабильно. В то же время в условиях потока большого числа мигрантов происходит переустройство привычных отношений между традиционными и субкультурными группами общества, что приводит к возникновению социальных и межкультурных напряжений, обретающие особо острые формы в условиях радикальных перемен, социальной нестабильности. Отсюда следует, что политизация этнокультурных конфликтов, политизация самой национальной принадлежности является губительной для России.
    Экономика страны нуждается в трудовых мигрантах, в восполнении населения и привлечении узкопрофильных специалистов в определенных областях из-за границы (высокотехнологичное производство, наука и т.д.). Одновременно, результаты процесса культурной, экономической, социальной и профессиональной адаптации пребывающих мигрантов из ближнего зарубежья не выдерживают критики, и вместо решения проблем создаются новые. У мигрантов наблюдается тенденция к сохранению соответствующей этнокультурной идентичности.
    Безусловно, в Российской Федерации необходимо введение системы квотирования миграции, способной создать и поддерживать определенный баланс для комфортной совместной жизни мигрантов и коренного населения. Следуя проведенным опросам общественного мнения ФОМ летом 2014 года, жители крупных городов и населенных пунктов оценивают уровень миграции как чрезвычайно высокий. На вопрос «В вашем городе (поселке, селе) есть приезжие из других регионов России? Если есть, то их много или мало?» ответили «много» 93% жителей Москвы, 77% и 85% жителей городов с населением от 1 млн. и от 250 тыс. до 1 млн. соответственно. Негативные оценки к пребыванию в населенном пункте «приезжих из других стран» сводятся к следующим суждениям: «мигранты занимают рабочие места, сбивают расценки на труд» – 15%, «мигранты ведут себя агрессивно, нагло, пренебрежительно по отношению к местному населению» – 14%, «среди мигрантов высок уровень преступности, они распространяют наркотики» – 8% от числа опрошенных. Позитивные оценки встречаются в следующих суждениях: «мигранты берутся за любую работу, включая такую, которой не хотят заниматься местные жители» – 9%, «мигранты ответственно, добросовестно выполняют свою работу, они трудолюбивы» – 5%, «мигранты – это дешевая рабочая сила» – 5% (http://fom.ru/Nastroeniya/11566). Коренные жители России готовы воспринимать мигрантов как рабочую силу, приносящую пользу экономике страны. Вместе с тем, общая усталость выражается в негативном настрое к приезжим, как к «чужим», подобно инородному телу, от которого организм пытается избавиться.
    В то же время, стоит отдать определенную роль уровня образования мигрантов и местного населения. Ввиду относительно недавних преобразований российские школы окончательно утратили статус социального института, которым они обладали во время СССР. Подрастающее поколение усваивает нормы и ценности, становятся личностями не в школах, а в компаниях сверстников, в семье, в группах по интересам. Необходимо с первого класса учить пониманию чужих ценностей, как и любовь к своим национальным традициям, культуре, истории. Одновременно, определенный уровень образования должен быть у мигрантов: желание проживать и работать на территории РФ должно сопровождаться знанием языка, истории и законов нашей страны в обязательном порядке. Без подобного, в некоторой степени, «принудительного» образования мигрантов общество будет обречено на постоянные межнациональные конфликты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top